РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Эксперт СКИ РАНХиГС: Идеальный кризис, искусственно созданный для экономики России, стал окном возможностей

НИА-Чечня

Reshetnjak1MВ озвученном Послании Федеральному Собранию Президент России отдельно остановился на развитии российской экономики. При этом было отмечено, что данное развитие должно базироваться на качественно-новом подходе к тому продукту, что она будет выпускать.

Если ранее основным источником дохода являлись ресурсы, придавая нашей экономике сырьевой характер, то в будущем Россия должна превратиться в страну производящую продукцию с высокой добавочной стоимостью, и прежде всего речь о высокотехнологичной продукции.
«Это заявление достаточно серьезное и заделы в этом направлении уже были сделаны. Здесь нужно вернуться во времени минимум в 2016 год. Пожалуй, именно с этого момента становится понятно, что в ближайшее время нормализации отношений с Западом не предвидится, и ситуация может в любой момент осложниться, что в итоге и произошло. То, что в итоге Запад попытается использовать технологическую зависимость как козырь в конфронтации с нами, становилось лишь вопросом времени. Не случайно же ещё в девяностые эта технологическая зависимость создавалась. Причём совершенно грабительскими способами.
В конце восьмидесятых, начале девяностых СССР был достаточно технологически развитой державой. Да, в бытовых условиях технологии не так часто применялись, но НИИ работали отлично, а российские инженеры считались лучшими в мире. Окончательно были сформированы достаточно сильные научно-производственные мощности, появилось огромное количество изобретений, которые должны были заложить основу для технологического скачка страны. Он должен был наверстать небольшое технологическое отставание, которое стало формироваться в силу ряда исторических обстоятельств.
Во многом действуя на опережение, обеспечивая свой статус хозяев технологий, Запад создаёт условия для экономического и политического кризиса, который приводит к развалу Союза, с максимальными дивидендами для себя. Многие советские технологии «выводятся» на Запад. Вслед за ними следуют российские учёные и инженеры. Производственные и научные кластеры экономики подвергаются тотальному разрушению. А в экономическую модель развития внедряется идея о том, что нет смысла тратить деньги на то, что дешевле купить, а по сути, обменять на ресурсы. Всё это делало страну неконкурентноспособной и зависимой от Запада.
После конфликта 2014 года стало понятно, что курс на национальный суверенитет России Западом поддержан не будет. В 2016 году все сомнения развеваются окончательно, когда нас начинают ограничивать технологически и душить санкциями. Хотя эти сроки всё же весьма условные, поскольку они скорее отражают время окончательного принятия технологического разрыва с Западом.
И примерно в эти сроки принимается решение о полноценном возрождении производственных отраслей экономики, и, что самое главное, о воссоздании высокотехнологичного и IT-производств (как машинного, так и программного, что затребовало усиления акцентов на подготовке IT-специалистов).
Но эти направления всегда требовали существенных финансовых инвестиций. При обязательном условии соблюдения правил конкретной борьбы, как в соответствии с нормами российского антимонопольного законодательства, так и правил ВТО, полноценной страной-участницей которой Россия является с 2012 года.
Изначально акцент делается на призыве российского бизнеса проинвестировать развитие данных направлений экономики. Но сразу желаемый результат не достигается. Российские технологические компании действительно появляются, но во многом они работают с китайскими и европейскими технологиями, патенты на которые они приобретают, что не создавало воссоздание высокотехнологичных производств внутри страны, плюс выводило деньги, которые шли правообладателям технологий.
Более действенным становится направление государственных и муниципальных закупок, в которых за счёт создания национального режима поставщика и его продукции, а также установления запретов и ограничений на поставку для государственных и муниципальных нужд промышленной и высокотехнологичной продукции иностранными производителями, действительно удается сформировать стабильный источник финансирования за счёт средств государственного бюджета тех немногих производителей, которые у нас сохранились или появились. Этот стабильный доход позволил им встать на ноги и эволюционно развиваться, но всё ещё не привлекал должного количества производителей в данные сегменты экономики. Требовались значительные частные инвестиции и удачный опыт востребованности продукции на рынке. И в этом плане введение тотальных санкций на российский бизнес в Европе и Америке, как раз и создаёт окно возможностей. Деньги у российского крупного бизнеса были и есть. Но если раньше он инвестировал их в западную экономику, то лишившись этой возможности бизнесмены стали вкладывать деньги в российское производство. Переходный для нашей экономики 2022 год показал, что она не просто жива, но и имеет отличный потенциал к росту. Создание налоговых преференций и программы государственной поддержки делают эти сектора экономики более привлекательными для инвестирования, поскольку прибыль для бизнеса в них становится на порядок выше, чем в уже функционирующих производствах, таких как энергетика, химия, сельское хозяйство. Да и конкуренция здесь ещё не такая высокая.
При этом, одним из направлений привлечения инвестиций является не только привлечение исконно российского капитала, в том числе и выведенного в оффшоры, но и иностранных инвестиций. И в этом плане создание специальных административных районов (САР) на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области, становится тем условием которые позволяет вернуть в Россию «оффшорный» бизнес, а также привлечь не только предпринимателей из дружественных стран, но и западный бизнес, который готов работать на российскую экономику и получать прибыль, но уже через офшорные компании, которые спокойно можно легализовать в России через САР. А то, что западный бизнес всё ещё заинтересован в инвестициях в Россию сомнений нет, поскольку они всегда были для него сверхдоходными. И страны Запада это отлично понимают. Подтверждением чего становится фактическое придании России статуса оффшорной юрисдикции.
Бесспорно предпосылками для нового технологичного скачка становятся и проведенные переговоры с дружественными странами. Прежде всего Китаем, Индией, Ираном, Турцией и Белоруссией. И это далеко не полный перечень. Фактически сюда можно отнести страны БРИКС и ШОС. А в перспективы и ближневосточные монархии. Все эти страны увидели цену использования западных технологий, а именно фактический отказ от национального суверенитета. Поэтому они заинтересованы как в развитии собственных технологий, но нередко связаны отсутствием необходимой производственной или научной базой. Не менее они заинтересованы в появлении альтернативного держателя технологий, который не будет использовать их для политических манипуляций. И в этом плане у нас есть все перспективы как на создание совестных производств, так и на привлечение инвестиций от надежных партнеров для развития нашего высокотехнологичного и инновационного производства.
А то, что мы сумели за короткий срок произвести импортозамещение в нашей оборонной промышленности, полностью воссоздав цикл совестных производств исключительно усилиями российских компаний, на основании использования отечественных технологий, является показателем, что наши планы по трансформации модели экономического развития являются реалистичными.
Вот и получается, что идеальный кризис, который был для нашей экономики искусственно создан, стал окном возможностей, позволившим запустить переход к высокотехнологичному производству», - эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.

 

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.